Карамкен
Foto
  
 
логотип

индех


 Википедия

ИТЛ УПР. ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ ДАЛЬСТРОЯ

Карамкен


 Карамкен
линия 

ИТЛ УПР. ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ ДАЛЬСТРОЯ

(Шосдорлаг, ЛО Упр. шоссейных дорог, ЛО Ушосдора, Ушосдорлаг, ОЛП Ушосдора)Время существования: организован ранее 01.02.51 [1]1;
закрыт между 01.08.53 и 03.09.53 {21. Л. 733}, [2]2.
Реорганизован: между 20.05.51 и 22.05.52 — ОЛП в ЛО [2], {21. Л. 9};
согласно {21. Л. 733}, на 01.08.53 имело статус ЛО, но до этого (в течение неопределенного времени) — ИТЛ.
Подчинен: ГУ ИТ лагерей Дальстроя в 1951–1952 гг. [1], {21. Л. 9};
УСВИТЛ в 1953 г. {21. Л. 733}.
Дислокация: Магаданская обл., пос. Карамкен {21. Л. 733}.
Литер: ?
Телегр. код: ?
Адрес: Магаданская обл., пос. Карамкен, п/я АВ-261/206 {21. Л. 733}.
Производство: эксплуатация шоссейных дорог, работа на з-де «ВВ» № 5 Дальстроя {21. Л. 10}.
Численность: 22.05.51 — 1741 [2];
01.09.51 — 1654 [3];
25.05.52 — 23733, 01.08.53 — 671 {21. Л. 733}.
Начальники: нач. — ст. лейт. Пантелейманчук В.?. (упом. 25.05.52) {21. Л. 10об.}4;
старшина Лисица ?.?. (упом. 01.08.53) {21. Л. 733}5.
Архив: ?
Примечания:
1 01.02.51 впервые встречено упом. Ушосдорлага.
2 01.08.53 последнее отмеченное упом. ЛО Ушосдора, 03.09.53 оно отсутствует в списке лагерей УСВИТЛа.
3 Из них 291 женщина, 315 осужденных за к/р преступления {21. Л. 733}.
4 Согласно этому источнику, Пантелейманчук — нач. с 21.04.51.
5 Согласно {21. Л. 733}, Лисица — нач. с 01.06.51, однако это противоречит др. данным.
Источники:
ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1д. Д. 159. Л. 26.
Пр. 00202 МВД от 03.09.53.
ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1д. Д. 107. Л. 2.
Там же. Д. 161. Л. 4.
С.СигачевИз справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР" http://www.memo.ru

 

 
На главную

"Карамкын" по-эвенски "Чёрный камень"

         

Происхождение названия "Карамкен" довольно загадочно. По самой старой, еще XVIII века, версии, горный хребет, у подножия которого позднее расположился поселок, имел название "Коримские горы". (На современных картах это часть Хасынского хребта.) Наименовали горы так русские первопроходцы еще в XVII веке.   Якоб Линденау, российский путешественник и ученый, в 1746 году составивший первое академическое описание данной местности, утверждал, что слово "Коримские" ("Korimki" - Линденау писал на родном немецком, можно транскрибировать это слово как "корымкы") - однокоренное с названием "коряки". А горная гряда - граница распространения корякского народа.  В его записках от 1742 года можно найти довольно мрачный отзыв: "Я должен доложить благосклонному читателю, что эти горы здесь самые низкие, и уже много раз пытались найти другой путь в Тауйский острог, но не могли найти никакой лучшей дороги, кроме как дорогу, которую используют оленные тунгусы… Хотя горы здесь низкие, но местность тем не менее опасна, потому что при северном ветре, когда едешь от Ямы, и при южном ветре, когда едешь в Яму, можно легко погибнуть. Были такие люди, которые это не учли и погибли. Об этом имеется сообщение, как пять лет назад пять коряков были подняты ветром, сброшены с дороги и раздавлены между камнями".   В общем, местная гряда проклятий. Будь у нас свой Стивен Кинг, наверняка использовал бы этот сюжет для мистического триллера.  Знаменитый "Топонимический словарь Северо-Востока СССР" В. Леонтьева и К. Новиковой версию о коряках до конца не отвергает, но предлагает и свою. Якобы поселок назван по имени реки Каарамкын, что в переводе со смешанного корякско-чукотского наречия означает "место, где живут оленные люди".   Не думаю, что эта версия верна. Во-первых, оленеводам на том месте элементарно развернуться негде. Во-вторых, "оленными людьми" - "каарамкыт" - чукчи называли эвенов. С чего бы чукчам обращать особое внимание на небольшую речку, если эвены встречались им на огромной территории вокруг?  Гипотеза, что слово "карамкын" с эвенского языка переводится как "темный, черноватый", изложена в книге "Там, где геологи прошли" Б. Щербинина и В. Леонтьева. С точки зрения здравого смысла, она наиболее соответствует реалиям. Поселок ведь буквально зажат между сопками, на отвесных склонах которых темнеют скальные выступы.    До Октябрьской революции никакого особого хозяйственного значения эта негостеприимная местность не имела. Но и в первые годы освоения Колымы при советской власти никто не помышлял, что в какой-то сотне километров от бухты Нагаева находится месторождение драгоценных металлов.  Напомним - Дальстрой создан был прежде всего для строительства дорог к точкам эксплуатации уже известных месторождений полезных ископаемых.  К моменту его создания это была Среднеканская группа приисков, а после 1932 года - месторождения в долине реки Оротукан. При всей энергии начальника Дальстроя Э. Берзина в первые несколько лет никак не удавалось вывести прииски Среднекана на проектную цифру добычи - не хватало сил и средств. Поэтому на разведку проявлений золота в других районах огромного края попросту не отвлекались. Потом настала очередь Теньки, что, опять же, сориентировало геологические поиски в другом направлении…  

  Возникновение поселка Карамкен связано со строительством трассы. В 1932 году, когда осуществлялись проектирование и прокладывание этой магистрали, на 104-м км от Магадана был образован дорожный участок. Несколько деревянных домиков - вот и все, что долгое время находилось на месте будущего поселка.

  С 1 февраля 1951 года в долину ручья Карамкен перенесли Управление шоссейных дорог Дальстроя (сокращенно Ушосдор). В лагере, представлявшем собой палаточный городок, окруженный колючей проволокой, находилось до 2400 заключенных, занятых на ремонте и строительстве дорожного полотна и мостов. Вдоль дороги стояло несколько деревянных домов лагерной администрации. В то время населенный пункт носил официальное название "Поселок 103 км". В 1957 году вступил в строй цех по выпуску бурообсадных железобетонных труб для свайных опор мостов и для гражданского строительства. Работал также цех по изготовлению металлических деталей сборного пролетного строения мостов.

  В 1964 году возле Карамкена поисковым геологическим отрядом В. Л. Яскевича было обнаружено золотосеребряное рудное месторождение.

  Виталий Леонидович Яскевич - выпускник знаменитого Магаданского горно-геологического техникума, который окончил в год смерти Сталина. После учебы работал в Сеймчанском райГРУ в качестве техника-геолога. В 1960 году переехал в поселок Хасын, где жил до середины 70-х годов, позже уехал на "материк".

  В связи с созданием Хасынской ЦГГЭ кадры вновь созданной экспедиции набирались в разных районах Колымы, из Сеймчана в Хасын тогда приехала большая группа специалистов.

  Собственно, создание Хасынской ЦГГЭ ознаменовало собой новый этап в геологоразведке Севера. Геологические и поисковые работы ставились на планомерную основу, результатом чего и стало в том числе открытие Карамкенского месторождения.

  В отряд под руководством Яскевича в 1964 году входили прораб-поисковик Андрей Сидорович Малый и техник-геолог Анатолий Яковлевич Токарев. 14 сентября 1964 года А. С. Малый доложил начальнику партии, что на протяжении всего промытого им интервала ручья Карамкенский (он же Голубичный) в пробах есть золото. К 18 сентября геологи подтвердили наличие признаков рудного золота в отобранных штуфных пробах. По возвращении сдали пробы на лабораторный анализ, который дал положительный результат. Тут и началась цепь событий, приведшая к возникновению Карамкенского горно-обогатительного комбината.

  Как рассказывают ветераны геологической отрасли Колымы, первоначально информация об этом месторождении не произвела большого впечатления на партийное начальство, так как одновременно на Чукотке были сделаны значительные открытия золотосеребряных запасов (прииски "Полярный" и "Отрожный").  В 1966 году поисково-разведочная партия под руководством М. С. Охоткина отработала в Прикарамкенье с отрицательным результатом. Руководство отрасли всерьез подумывало закрыть тему. Однако за Карамкен вступился начальник СВТГУ И. Е. Драбкин. Разведочные работы продолжились до получения положительных результатов по наличию рудных тел.   Открытие Яскевича имело большие последствия для перспектив развития горной промышленности Магаданской области, потому что послужило опорной точкой для многолетних и широкомасштабных геологических исследований Охотско-Чукотского вулканогенного пояса, продолжающихся и в XXI веке. Эти исследования привели впоследствии к открытию очень крупных месторождений драгоценных металлов: "Дуката", "Кубаки", "Лунного" и т. д.  Приведем цитату из профессионального описания месторождения: "Карамкенское месторождение расположено в центральной части Примагаданского отрезка Охотско-Чукотского вулканогенного пояса и приурочено к отрицательной вулканотектонической структуре в зоне широтного глубинного разлома. В пучке жилы Главной выделено около 30 рудных тел. Горными выработками и скважинами жила Главная прослежена с поверхности на 520 м, по простиранию на глубине 850 м, по вертикали до 950 м. Вертикальный размах промышленного оруденения с учетом эрозионного среза составляет около 600 м.

  Нижняя граница промышленного оруденения наблюдается в центральной части жилы на горизонте 400 - 450 м. Далее с глубиной содержания золота и серебра резко падает, возрастает количество сульфидов, в жильной массе появляется карбонат. Горно-геологические условия залегания и рельеф местности определили штольневое вскрытие месторождения до горизонта 545 м, что позволило отработать 80 % запасов Восточного и 50 % Центрального участков". К концу 60-х годов руководство страны приняло решение об эксплуатации Карамкенского месторождения. Об этом можно судить на основании публичных выступлений руководителей территории того периода.

  По распространенной точке зрения, изначально разведанные запасы руды были переоценены в большую сторону. И если смотреть с данного угла, возводить комбинат на месторождении, которое сравнительно быстро истощилось, было неверно с экономической точки зрения.

  Впрочем, существуют и другие версии относительно причин, по которым за Карамкен взялись всерьез. Например, один из ветеранов геологической отрасли - В. Кожуховский - говорил мне о том, что руководство страны было готово нести убытки, но создать в Магаданской области относительно развитую структуру горнодобывающих предприятий... на случай войны. Кожуховский аргументировал свою точку зрения простым сравнением себестоимости добычи драгметаллов на Колыме и в Казахстане - регионе, более близком к центральным промышленным районам. Но Казахстан был уж очень близко к неспокойной границе с маоистским Китаем…

  От себя замечу, что запасы руды не являются единственным параметром, по которому можно рассчитывать экономическую выгодность того или иного месторождения. При подготовке настоящей статьи я прочитал работу "Рудообразование в Охотско-Чукотском вулканогенном поясе" (авторы А. В. Волков, А. А. Сидоров, В. Ф. Белый, В. Ю. Алексеев). Там приведена диаграмма, составленная с привлечением данных П. Лазника (книга "Giant Metallic Deposits - Future Sources of Industrial Metals", издана в 2006 году). Сравнительная характеристика эпитермальных золото-серебряных месторождений Охотско-Чукотского вулканогенного пояса по осям "содержание - запасы" показывает, что содержание золота в руде Карамкенского месторождения одно из самых высоких для Охотско-Чукотского вулканического пояса - более 25 г/т. По этому параметру Карамкен обошли лишь два конкурента: российское месторождение "Двойной" с 30 г/т и совершенно уникальное японское месторождение "Хисикари", где около 60 г/т.

  1 апреля 1968 года была образована Карамкенская ГРП. Первоначально план геологоразведочных работ выражался суммой в 415 тысяч рублей, но к 1971 году объем ассигнований достиг 2,5 миллиона полновесных советских рублей. Численно рос коллектив геологоразведчиков - в 1970 году на участке трудились 200 человек, а через год - более 300.

  В 1971 году приступили к проектно-изыскательским работам по строительству горно-обогатительного комбината…

Павел ЗАСУХИН.   "Магаданская правда" Дата публикации: 13.11.2012 

 

Трасса, Колымская трасса…

Дата публикации: 05.07.2012

От Магадана, который в начале 1930-х становится крупной опорной базой освоения золотой Колымы, пошла и знаменитая Колымская трасса, ставшая артерией жизни для расположенных вдоль нее поселков и приисков.

В нынешнем году отмечается 80-летие начала строительства главной дороги края. В июле в областном краеведческом музее откроется выставка, посвященная этой круглой дате.

В Магаданском областном краеведческом музее готовится выставка, посвященная 80-летию Колымской трассы. Экспозиция откроется в начале июля.
Первые комплексные исследования транспортных коммуникаций района Верхней Колымы, где находились старательские прииски, были осуществлены в 1929 г. Партией по исследованию р. Колымы под руководством И. Ф. Молодых. В 1930 г. в соответствии с рекомендациями И. Ф. Молодых проведены дорожно-рекогносцировочные изыскания партией Иркутского управления АО "Союззолото" под началом прораба Ковалева. Протяженность будущей Колымской трассы составила 350 - 400 км. Дорога по проекту начиналась от бухты Нагаева, далее через Становой хребет в район р. Бохапчи. В 1931 г. выдвинут новый вариант направления трассы - от бухты Нагаева и далее по рекам Армань, Мякит, Герба, от нее должны были идти ответвления на Утиную, Оротукан, Среднекан. Общая протяженность - 568 км, 450 км - до Утиной и 413 км - до Среднекана. Планом дорожных работ предполагалось провести дорожные изыскания пути и проведение просек Утиная - Среднекан, Утиная - Оротукан.

В то время транспортировка грузов на первые старательские прииски АО "Союззолото" осуществлялась лишь кочевыми, вьючными тропами и зимниками. Потому период доставки грузов, стоимость перевозок и общий их объем полностью зависели от случая. В процессе освоения роль гужевого транспорта и сплава как самостоятельных видов транспорта во внутренних связях падала. С прокладкой Колымской трассы эта роль переходит к автотранспорту.
С организацией в ноябре 1931 г. треста "Дальстрой" начинается новая страница в транспортном освоении Северо-Востока СССР.

Характерной особенностью проведения изыскательских работ на строительстве Колымской трассы с 1932 по 1940 г. было низкое техническое оснащение изыскательских партий. Несовершенные технические средства, а также трудности транспортировки и снабжения экспедиций заставили идти по пути максимального упрощения работ, сужения полосы территории, охватываемой исследованиями.

Технические проекты первоначального варианта дороги составлялись с учетом возможности быстрого и недорогого расширения ее провозной способности. Для ускорения завоза грузов на прииски и организации золотодобычи дороги на Колыме сооружались в два этапа или в три стадии. Такая последовательность строительства представлялась целесообразной, т. к. освобождала от необходимости единовременных очень значительных капиталовложений и сокращала сроки ввода дороги в эксплуатацию. Затем в процессе временного использования производилась доводка дороги до проектных объемов.

На строительстве автодорог на Колыме при выборе направления трассы за основу брался тот проект, который требовал наименьших расходов с соблюдением предельных уклонов дорожного покрытия. В пересеченной местности строители не останавливались перед многочисленными крутыми поворотами. Удлинение пути не служило препятствием ввиду экономии в земляных работах и сокращения подъемов. Однако низкое качество дорожного полотна Колымской трассы, а также наличие временных автопроездов приводили к изношенности автопарка Дальстроя.

Проектирование и строительство дорог на Колыме в 1932 - 1940 гг. осуществлялось: с 4 февраля по 5 декабря 1932-го строительным отделом Нагаевского агентства треста "Дальстрой, с 5 декабря 1932 г. по 15 ноября 1933 г. - Капдорстроем, с 15 ноября 1933 г. по октябрь 1940-го - Управлением дорожного строительства (УДС). 21 октября 1940 г. из УДС выделены Управление дорожного строительства Юга и Управление дорожного строительства Севера, а проектирование дорог возложено на Колымтранс- проект, а затем на Колымпроект.

Дороги проектировались грунтовые, 3-го класса, шириной просеки 30 м, искусственными сооружениями 2-го класса под нагрузку 8-тонного автомобиля по техническим условиям Цудортранс 1933 г., а с 1936-го Гушосдор НКВД СССР.

В 30-х гг. ХХ в. на прокладке дорог на Колыме практически отсутствовала специальная дорожно-строительная техника. Поэтому разработка грунта производилась мускульной силой заключенных - кайлом, киркой, лопатой, а откатка осуществлялась тачками и грабарками на расстояние от десятков до сотен метров. Скальные породы разрабатывались взрывом. Лес завозился на лошадях. Для перевозки грунта в зимних условиях применялись ледяные дорожки, по которым катали тачки (на место колеса ставилась лыжа). Помимо этого, использовались эстакады, сани, журавли. Но труд заключенных был каторжным. Рабочий день начинался с восходом солнца и длился 12 - 14 часов летом, а зимой весь световой день. Вот что писала газета "Советская Колыма" от 6 января 1936 г. о трудовом героизме заключенных: "От Стрелки до Хатыннаха, от Спорного до стана Утиный силами ударных коллективов был дан проезд в 1935 г., только подлинный энтузиазм помог ударникам преодолеть ледяные косогоры, болота, мари, вечную мерзлоту, плывуны".
Изготовление тачек для дорожного строительства, 74-й км Колымской трассы, 1932 г.

Самым крупным лагерным образованием в системе Севвостлага в описываемое время являлся отдельный лагерный пункт Управления дорожного строительства. Лагерная структура УДС в 1935 г. подразделялась на два ОЛПа: ОЛП УДС с дислокацией в Мяките и ОЛП Северного дорожно-строительного района в пос. Спорный. Средний списочный состав заключенных составлял соответственно 7544 Спорном и 7682 человека, всего 15226. В это время в Дальстрое находилось более 44 тыс. осужденных и 5700 вольнонаемных.

Командировка на 150 км строительства Колымской трассы, начало 1930-х гг.

С 1932 по 1940 г. на Колыме проложено 3100 км автодорог, автопроездов и зимников. Автодорожная магистраль Магадан - Атка - Оротукан - Ягодное - Берелех - Кадыкчан соединила основные горнопромышленные центры Колымы. В это же время началось строительство автопроездов Палатка - Мадаун - Усть -Омчуг - Бутугычаг-Нелькоба-прииск "Дусканья" и Берелех - Чай-Урьинская долина-Кадыкчан и др. Сдано в эксплуатацию 590 км Колымской трассы (участок Магадан - 590 км). Ремонт и содержание автодороги осуществляли 5 дорожно-эксплуатационных участков, которые подчинялись дорожно-эксплуатационному отделу Управления автомобильного транспорта Дальстроя (УАТ).

Однопролетные балочные мосты, водопропускные трубы выполнялись из дерева. Средние реки перекрывались балочными и ригельно-подкосными системами мостов с ледорезами в носовой части. В этот период осуществлено строительство деревянных мостовых переходов через реки Колыма и Берелех. В 1939 г. началось возведение железобетонного моста через р. Армань. Летом 1940-го мост через р. Колыму передан в эксплуатацию УАТ. По конструкции пролетных строений арочный мост через Колыму явился выдающимся инженерным сооружением тех лет.

В 1943 г. проведена реорганизация дорожного строительства ГУСДС, образованы Управление шоссейных дорог (Ушосдор) и Управление дорожного строительства (УДС). Ушосдор осуществлял эксплуатацию дорог магистрального значения Магадан - Кадыкчан (участок Берелех - Кадыкчан сдан в эксплуатацию в 1943-м), вел строительство дороги Палатка - Нелькоба - прииск "Фролыч" и Кулу - прииск им. М. Расковой, а также автопроезда Пестрая Дресва - Омсукчан. В задачу УДС входило закончить строительство автопроездов Алдан (Хандыга) - Адыгалах и Кадыкчан - Усть-Нера, сдать в эксплуатацию участок дороги Чай-Урья - Кадыкчан и другие.

В послевоенный период внутрирайонные транспортные связи осуществлялись по автодорогам магистрального значения: Магадан - 867-й км (участок Кадыкчан - 830-й км сдан в эксплуатацию в 1949 г., а участок 830-й км - 867-й км - в 1951-м) и Палатка - Кулу - Кадыкчан, а также по временным автопроездам протяженностью 386 км. Для улучшения снабжения Омсукчанского горного комбината в 1949 г. началась прокладка автозимника Герба - Омсукчан. Его эксплуатационная служба осуществлялась Управлением шоссейных дорог, база которого находилась на 103-м км Колымской трассы в пос. Карамкен. На всем пути имелось 6 дорожно-эксплуатационных участков.

Использование автомашин повышенной грузоподъемности американского производства, а также прицепов и полуприцепов привело к ряду неблагоприятных факторов. В конце 1940-х деревянный мост через Колыму вследствие интенсивной эксплуатации автопоездов "Даймонд" пришел в аварийное состояние. Строительство металлического моста в 1951 г. было возложено на Ушосдор ГУС ДС. Движение по нему открылось 20 мая 1953 г.
В 1960 - 1980 гг. на территории Магаданской области проведена реконструкция автомобильных дорог и инженерных сооружений, обеспечивающих эксплуатацию большегрузных машин.

В настоящее время сеть автодорог общего пользования на территории Магаданской области составляет 2558 км, из них 834 км федеральных, 1023 км региональных и межмуниципальных и 701 км муниципальных, где 270 км - автозимники. Из общей протяженности более 80 % приходится на грунтовые дороги и автозимники, действующие только зимой. Они имеют важное значение для развития тех районов, где обнаруживаются перспективные месторождения полезных ископаемых ("Кубака" и др.).

Федеральная автомобильная магистраль Р-504 "Колыма" - строящаяся дорога от Якутска до Магадана протяженностью 834 км. На участке 1187 - 2021-й км она проходит по территории Магаданской области до границы с Оймяконским улусом Республики Саха (Якутия). Дорога соединяет между собой 4 административных района - г. Магадан, Хасынский, Ягоднинский, Сусуманский. На полотне расположено 99 мостов общей протяженностью 4217 м, 1093 водопропускные трубы общей длиной 20184 м.

Оперативное управление автомобильной дорогой федерального значения Р-504 "Колыма" осуществляет ФКУ Упрдор "Магадан". Предметом его деятельности является организация выполнения работ по капитальному ремонту и содержанию федеральной магистрали "Колыма" и искусственных сооружений на ней. Финансирование дорожных работ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Сеть автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения включает в себя следующие автопроезды: Магадан - Балаганное - Талон - 151 км, Солнечный - Ола - 32 км, Герба - Омсукчан - 258 км, Палатка - Кулу - Нексикан - 474 км, Авенирыч - Сеймчан - 68 км, автоподъезд к пос. Талая - 31 км, Сокол-Сплавная - 12 км. Управление ими осуществляет Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области.

В 2010 - 2011 гг. дорожно-эксплуатационные предприятия области провели работы по устройству асфальтобетонного покрытия автодороги Солнечный - Ола. Разработана проектная документация на строительство 25 км автодороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Билибино - Комсомолький - Анадырь и др.
Учитывая отдаленность Магаданской области от ЦРС, обширность территории, низкую плотность населения, большие расстояния между населенными пунктами, слабо развитую наземную инфраструктуру, транспортный комплекс играет важную роль в жизни нашего региона. Автомобильные дороги - это гарантия устойчивости и безопасности функционирования транспортной системы, основа динамичного социально-экономического развития области.

Александр НАВАСАРДОВ,
научный сотрудник областного краеведческого музея, кандидат исторических наук "Магаданская правда"

МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ 21.04.2011.

На счета карамкенцев перечислено 155 млн. рублей.

Как сообщила губернатору Николаю Дудову председатель комитета экономики Ирина Пеньевская, расселение поселка Карамкен продолжается в соответствии с планом. Всего оформлено 247 свидетельств на общую сумму свыше 267 млн. рублей. На основании полученных свидетельств в банках открыты 142 счета, на которые перечислены средства на приобретение жилья в размере 155 млн. рублей. Банки уже оплатили 37 договоров на приобретение жилья бывшими карамкенцами, в том числе 11 договоров на покупку домов и квартир за пределами Магаданской области.По данным муниципалитета, всего право на получение свидетельств имеет право свыше 500 человек.

Расселение ведется в рамках областной программы содействия в переселении граждан - жителей поселка Карамкен Хасынского района Магаданской области Из средств федерального бюджета на реализацию Программы выделено 152,7 млн. руб., из областного бюджета – 289,2 млн.рублей, из бюджетов муниципалитетов 0,4 млн. рублей.

В посёлке в 1998 г. было закрыто градообразующее предприятие – Карамкенский ГОК, в связи с чем Карамкен потерял перспективы экономического развития. В 2009 г. посёлок пострадал от наводнения из-за прорыва дамбы карамкенского хвостохранилища. Постановление администрации Магаданской области о расселении пос. Карамкен было принято в сентябре 2010 г.

 

МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ 12.07.2011.

Виктор Ишаев обсудил ход решения вопроса по переселению жителей из закрываемого поселка Карамкен Магаданской области.

Как сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе дальневосточного полпреда, заместитель полпреда Владимир Пысин доложил, что предполагается переселить 339 семей, из которых 333 уже получили свидетельства на право переселения, а 97 семей уже получили квартиры в Магадане и других населенных пунктах Магаданской области, 40 семей переехали в другие регионы России.

Виктор Ишаев поручил держать этот вопрос на контроле. По его словам, необходимо выяснить точное число имеющегося жилого фонда в Магаданской области. Полпред также считает, что для обеспечения жильем бывших жителей Карамкена необходимо подключать возможности соседних краев и областей.

 

МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ 09.07.2012.

К своему очередному заседанию готовится постоянная депутатская комиссия по региональным вопросам и местному самоуправлению Магаданской областной Думы (председатель комиссии – первый вице-спикер Анатолий Широков). В её повестке дня одиннадцать вопросов.

Один из них - законопроект о внесении изменений в региональный закон «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области». Субъект законодательной инициативы – Собрание представителей муниципального образования «Поселок Карамкен». Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе Магаданской областной Думы.

Постановлением администрации Магаданской области от 03.05.2012 «О преобразовании административно-территориальной единицы Магаданской области «Посёлок городского типа Карамкен», на основании инициативы поселкового Собрания представителей, а также выраженного мнения жителей этого населенного пункта, он был преобразован в сельский населенный пункт. Связано это с расселением Карамкена.

Веским основанием для данного решения, по мнению инициаторов законопроекта, является отсутствие на территории поселка инфраструктуры, развитого транспортного сообщения, регулярного обеспечения электроэнергией, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением. Здесь нет градообразующих и иных предприятий и производств, учреждений образования, здравоохранения, предприятий ЖКХ, торговли и бытового обслуживания, почты и других объектов социально-культурного назначения. Карамкен отнесен к неперспективным населенным пунктам, где осуществляется интенсивное расселения граждан. По данным органов статистики на 1 января 2012 года общая численность населения здесь составила 60 человек.

В соответствии с положениями федерального закона №131, наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.

По указанным основаниям, органами местного самоуправления поселения предлагается изменить статус муниципального образования «Поселок Карамкен» на статус сельского поселения.

На региональном законодательном уровне положительная практика изменения статуса муниципальных образований имеется: ранее поселки Армань, Спорное и Широкий были наделены статусом сельских поселений.

МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ 07.08.2012.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделил субъекты РФ полномочиями по определению территориального статуса и границ муниципальных образований.

В соответствии принятыми в Магаданской области законами, на ее территории в 2005 году образовано 53 муниципальных образования. С 2005 по 2012 годы упразднено и отнесено к межселенным территориям муниципальных районов 5 муниципальных образований: «село Таскан», «село Эльген» Ягоднинского района, «село Кулу» Тенькинского района, «село Верхний Балыгычан» Омсукчанского района и «село Тополовка» Северо-Эвенского района.

Сегодня в регионе длительно не приведенными остаются уставы 4-х муниципальных образований: «поселок Карамкен» Хасынского района, «село Колымское», «село Усть-Среднекан» Среднеканского и «поселок Спорное» Ягоднинского. Процесс их упразднения предполагает утрату местным сообществом, на базе которого создано муниципальное образование, способности к самостоятельному осуществлению местного самоуправления.
А упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если его численность составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения принято на сходе граждан.

Следовательно, речь идет только о сельских поселениях с численностью не более 100 человек. Так, на территории Магаданской области ряд муниципальных образований подлежит упразднению по различным причинам. По данным Избирательной комиссии Магаданской области и ГАС «Выборы», на территории муниципального образования «поселок Спорное» по состоянию на 01.07.2012 зарегистрировано 19 избирателей, участников референдума. Аналогичная ситуация сложилась и в муниципальных образованиях «село Усть-Среднекан», «село Колымское». С 2009 года устав МО «село Усть-Среднекан» не приводился в соответствие с федеральным законодательством.

Поселок Карамкен Хасынского района признан закрывающимся в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 02.05.2007 № 153-па «О признании поселка Карамкен Хасынского района Магаданской области закрывающимся», его жители интенсивно расселяются.
Аналогичная ситуация может сложиться в скором времени и в муниципальных образованиях «село Верхний Парень» и «село Чайбуха» Северо-Эвенского района. Органы местного самоуправления вышеуказанных муниципальных образований в июне 2010 года выступали с инициативой их упразднения.

 

МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ 08.08.2012.

25 июля 2012 года губернатором Магаданской области был подписан Закон Магаданской области № 1518-ОЗ «О внесении изменений в закон Магаданской области «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» (опубликован в приложении к газете «Магаданская правда» № 82 от 31 июля 2012 года).

Законом предусмотрено изменение статуса муниципального образования «Поселок Карамкен» с городского поселения на статус сельского поселения. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе Магаданской областной Думы.

Закон вступит в силу через 10 дней со дня его опубликования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магаданская обл Хасынский р-он посёлок Карамкен

60°21'37''с.ш. 151°08'77'' в.д.

1

1

Магадан

  1

gold

1

Карамкен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
© 2010-2014 Россия